Съезды Союза художников Казахской ССР. 1940-1991.

 

I Республиканский съезд Советских художников Казахстана открылся 26 июня 1940 года в Доме партийного просвещения (ул. Пушкина). Работа съезда длилась 5 дней и завершилась 30 июня. На I съезде присутствовало 130 человек, среди которых 60 делегатов - художники Алма-Аты, уполномоченные от областей и некоторые художники из областных городов. Остальные - гости от творческих союзов, представители братских ССХ, репортеры, журналисты, жены художников. С отчетным докладом на съезде о деятельности Оргкомитета ССХК выступил председатель В.Н. Сладков. Сообщение о работе Южно-Казахстанского филиала было сделано уполномоченным – художником В.Н. Киясовым. С вопросом «О постановке творческой работы и по подготовке к юбилейной выставке «ХХ лет КССР» выступил начальник изоотдела Управления по делам искусств художник Л.П. Леонтьев. Основное содержание выступающих – обсуждение конфликтных ситуаций, сложившихся между отдельными группами художников.

В повестку дня также включили чтение и прием Устава ССХК, выборы Правления и ревизионной комиссии ССХК. На съезд свои приветственные телеграммы прислали СХ Украины, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана. С приветствием от имени ленинградских художников выступил Г.А. Брылов. Последний день съезда был посвящен творческой дискуссии, прошедшей на выставке, посвященной съезду.

Избрано Правление ССХК в составе: А.И. Бортников, Ф.И. Болкоев, Г.А. Брылов, Л.В. Гербановский, А. Кастеев, Ким-Хен-Нюн, В.М. Колоденко, А.И. Ненашев, В.Н. Сладков. Кандидаты в члены – Р.Т. Папэ, А.С. Пономарев. Председателем стал Г.А. Брылов, заместителями – А. Кастеев по творческим вопросам, В.Н. Сладков – по организационным вопросам. В состав Ревизионной комиссии вошли - Н.В. Цивчинский, И.И. Савельев, А. Исмаилов. В протоколе Оргкомитета ССХ СССР от 10 октября 1940 года было записано – считать организацию СХ Казахстана завершенной и принятый съездом Устав обязательным для всех утвержденных членов и кандидатов в члены. Решением съезда Оргкомитет был распущен и организовано Правление СХК. Первый форум художников обозначил переход от организационного этапа к творческой работе.

II съезд Союза художников Казахстана состоялся с 20 по 23 июня 1951 года в помещении Казахской консерватории. К съезду Союз насчитывал 43 художника. С отчетным докладом о деятельности Союза за период с 3 мая 1949 по 1 мая 1951 годов выступил К. Баранов. Его выступление во многом было посвящено решению Бюро ЦК КП(б)К от 25 апреля 1950 года, в котором указывалось на имеющиеся ошибки и недочеты в работе СХК. К ним причислялись: недостаточная борьба в творчестве ряда художников с проявлением формализма, натурализма, беспринципного эстетства, импрессионизма, объективным натуралистическим отношением художника к изображаемому явлению и т.п.

К разряду достижений за отчетный период К. Баранов причислил широко представленные на Республиканской выставке 1949 года произведения в жанре политической сатиры. Докладчик отметил неплохое выступление художников Казахстана на Всесоюзной выставке 1950 года в Москве, на которую отправили 12 произведений казахстанских живописцев и графиков – А. Кастеева, М. Белова, А.Ф. Подковырова, П.В. Верховцева, С. Сухова, А. Мартовой, К. Ходжикова. Эта выставка продемонстрировала еще одно отрадное явление – большое количество скульптуры. Рядом со скульпторами «первого призыва» А. Пономаревым, Я. Кучисом, З. Береговой, впервые выступили молодежь и скульпторы из областей. Художники стали активнее посещать Всесоюзные дома творчества. За указанный период 16 раз представители СХК побывали в Сенеже, где работали по два-три месяца и показывали хорошие результаты. Но, в основном, в докладе речь шла о недостатках: художественная студия по повышению квалификации посещается плохо, секции практически не работают, отсутствует рост членства, в особенности национальных кадров.

Рост численности Союза происходит за счет художников Алма-Аты, периферийные художники не представлены. Доклад «О развитии изобразительного искусства Казахстана» был сделан М.А. Беловым. От Уральска выступил Х. Шамсутдинов, от Южно-Казахстанского филиала – Пономаренко, Румянцев - от Караганды. Лейтмотив всех выступлений: необходима юридическая и материальная помощь для укрепления и развития филиалов в областях.

С докладом «Овладеть методом социалистического реализма» на съезде выступил искусствовед А.Ф. Крашенинников. Сквозь нагромождение идеологических лозунгов все еще звучали отголоски борьбы с формализмом: «…Союз художников не вел принципиальной и последовательной борьбы с изживанием пережитков формализма и натурализма, а ограничивался проведением «компаний», в ходе которых художники, причастные к такого рода пережиткам, бывали усердно критикуемы, но затем все возвращалось в прежнее русло и «проработанные» художники продолжали работать в прежнем роде.

Между тем борьба с формализмом и натурализмом не есть компания одного дня. … Импрессионизм изобличен как метод враждебный объективному познанию и правдивому отображению жизни. …Но отдельные элементы импрессионизма наблюдаются до сих пор у некоторых наших художников. Особенно заметны элементы импрессионизма в творчестве А.М. Черкасского, Б.И. Урманче, Р.В. Великановой». В принятой съездом резолюции были отмечены художники А. Кастеев, Л.П. Леонтьев, М.А. Белов, А.Ф. Подковыров, А.М. Мартова, П.В. Верховцев, К.Х. Ходжиков, А.С. Пономарев, З.И. Береговая, А.И. Ненашев. За отчетный период проведено 17 выставок, организована одна экспозиция в КНДР. В резолюции указано и на улучшение работы с регионами. Если в 1949 году на республиканских выставках участвовали представители шести областей (11 художников, 17 произведений), то в 1950 – уже восемь (19 художников, 44 работы).

Съезд избрал новый состав Правления Союза художников Казахстана, в который вошли: М.А. Белов - председатель, А. Кастеев - заместитель по работе с молодыми художниками, Л.П. Леонтьев - заместитель по творческим вопросам, К. Ходжиков, А.С. Пономарев, А. Галимбаева, А.М. Мартова, Н.В. Соловьев - ответственный секретарь, К. Баранов - идейно-политическая работа. Председателем художественного фонда избран Г.И. Симкин. III съезд Союза Советских художников Казахской ССР начал свою работу 1 февраля 1954 года в 10 часов в зале консерватории. Повестка дня: отчет о работе ССХ Каз. ССР в период с 21 июня 1951 по 1 января 1954 года (Х.И. Наурзбаев), отчет ревизионной комиссии, выборы членов Правления ССХК, членов ревизионной комиссии. В своем отчете Х. Наурзбаев отметил, что к III съезду на учете в СХК состоит 48 членов.

Новое явление в жизни Союза: 20 молодых художников поставлены на учет, принимают участие в работе секций, выставляют свои произведения на секционные обсуждения, на выставки - это резерв Союза, будущее молодое пополнение. Многие художники - А. Кастеев, Л. Леонтьев, В. Тканко и другие принимали участие в выполнении правительственного заказа по оформлению павильона Казахстана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Возможно, потому, что ведущие мастера были заняты выполнением этого проекта, на конференции художников Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, состоявшейся в сентябре 1953 года, по идейному и профессиональному уровню произведений, художники Казахстана заняли одно из последних мест. Творческая пассивность отразилась и на характере участия художников на ежегодно проводимых Всесоюзных выставках в Москве: в 1951 году участвовали три художника тремя работами, в 1952 - один художник одной работой.

Основная масса работ художников Казахстана носит этюдный и эскизный характер. За отчетный период работало три секции: живописно-скульптурная – самая многочисленная (председатель Л. Леонтьев), графическая секция, в составе которой пять членов и два кандидата (председатель К. Баранов), театрально-оформительская во главе с В.В. Голубовичем.

Художники - графики не уделяют должного внимания развитию видов печатной графики. Говоря о проведении республиканских выставок, Х. Наурзбаев указал, что нецелесообразно использовать для них фойе Оперного театра, поскольку зрители могут увидеть произведения только вечером, перед спектаклем, и при электрическом освещении, что снижает художественную ценность произведений, поэтому работы не оцениваются зрителями в должной мере. Необходимо в дальнейшем устраивать отчетные выставки в помещении художественной галереи.

Работа с периферийными художниками не на должном уровне, хотя в областные управления по делам искусств высылались тематические планы выставок, а художникам, выезжавшим в творческие командировки в области, поручалось оказывать творческую помощь коллегам из областей. За отчетный период ни один периферийный художник не принят ни в члены, ни в кандидаты Союза.

От Уральского филиала выступил Х. Шамсутдинов, продолжив тему положения художников из удаленных от столицы центров. Он говорил о том, как сложно с периферии участвовать на республиканских выставках. Оформление и отправку работ необходимо делать за свой счет. А главная проблема в том, что работы с выставок не возвращаются. По этой причине многие областные художники не хотят экспонировать свои работы в столице. От Кзыл-Ординской области сообщение сделал Ким. В принятой резолюции, наряду со старыми проблемами, обозначились и новые. В ней было записано: улучшить работу творческих секций, создать секцию критиков, оживить деятельность комиссии по работе с молодыми художниками, организовать выставки молодых художников.

3 февраля 1954 года состоялось заседание Правления ССХК, посвященное выборам председателя Правления СХК, его заместителя, ответственного секретаря. На нем присутствовали исполняющий обязанности председателя Оргкомитета ССХ СССР Х.А. Ушенин, представители Оргкомитета ССХ СССР Ю.Я. Халаминский, С.И. Дудник, Г.А. Друженкова. Отдел науки и культуры ЦК КПК представлял Д. Кунанбаев. От Правления Казахского отделения ХФ – Г.И. Симкин и члены вновь избранного Правления ССХК - В. Фролова, А. Кастеев, К. Плюхин, Н. Тансыкбаев, К. Баранов, В.М. Колоденко, Л.П. Леонтьев. Единогласно председателем Правления ССХК был избран А. Кастеев. Его заместителем стал Л.П. Леонтьев, ответственным секретарем - К. Плюхин.

IV съезд Союза художников Казахской ССР состоялся 27-30 марта 1956 года в помещении клуба Турксиба (Панфилова, 108). Повестка дня: отчет о работе СХК - докладчик С.А. Мамбеев, сообщение о республиканской художественной выставке 1956 года - И. Рыбакова, выборы Правления, ревкомиссии и делегата на I съезд художников СССР. К съезду ССХК насчитывал в своих рядах 61 человека. За отчетный период принято в члены Союза 13 молодых художников, проведено 23 выставки. В докладе С. Мамбеева прозвучали более оптимистические ноты по сравнению с интонациями прошлых съездов. На Всесоюзной выставке 1954 года участвовало уже четыре художника – А. А. Кастеев, Н. Крутильников, К. Тельжанов, М. Белов, хотя для Союза этого все же недостаточно. За отчетный период на выставках выдвинулась новая большая группа талантливых молодых художников – У. Ажиев, И. Остренко, И. Квачко, Федорова, С. Романов, Третьяков, В. Крылов. Но беспокоит, по-прежнему, отсутствие на выставках печатной графики: литографии, цветной линогравюры, офортов. «Эстампу нужно вернуть его роль», - заявил С. Мамбеев.

В работе съезда принимали участие делегаты из областей – постоянный участник всех съездов Х. Шамсутдинов (Уральск), В. Крылов (Караганда). Х. Рахимов впервые на съезде представил Восточно-Казахстанскую область. Они рассказали о своей работе и особо подчеркнули необходимость укрепления повседневной связи Правления Союза с художниками области. С. Яковлев поделился успехами семипалатинских художников, самостоятельно организовавших выставку, которую за неделю посетило 13 тысяч человек. От Академии художеств СССР выступила кандидат искусствоведения Н. Черкасова, которая проанализировала предсъездовскую выставку, отметив заметное повышение профессионального уровня художников, прилив новых сил в лице творческой молодежи: «Их знание жизни своего народа внесло свежую струю в изобразительное искусство республики.

Эта выставка имеет свой национальный колорит». А. Черкасский призвал всех вернуться к искусству и поговорить о творчестве, поразмышлять об особенностях картины и этюда, посвятив свое выступление работе над тематическими композициями и пейзажами. Искусствовед В. Носкович остановился на вопросах декоративно-прикладного и казахского народного искусства, подчеркнув необходимость вовлечения в Союз народных      мастеров. От ЛОССХа выступили А. Харшак - по проблемам графики Казахстана и Г.Д. Ястребенецкий - о развитии скульптуры. Б.А. Чекалин рассказал участникам съезда о постановлении ЦК КПК об организации казахского сатирического журнала «Шмель» и призвал всех художников, не только графиков, но и живописцев, принять участие в его работе. А. Исмаилов, К. Плюхин, З.Д. Назыров, Ю. Мингазитинов и другие подвергли резкой критике деятельность Правления Союза за недостаточное внимание к насущным нуждам и запросам художников. По важным организационно-творческим вопросам выступил секретарь Оргкомитета СХ СССР Г. Тимошин, директор Художественного фонда СССР В. Максимов. На съезде также выступил заместитель председателя Совета Министров Каз. ССР Тажибаев, который, кстати, на ряду с проблемами развития скульптуры и прикладного искусства, поднял вопрос о том, что ССХК должен сам решать вопросы приема художников в свои ряды, а не ждать утверждения из Москвы. Забегая вперед, следует отметить, что с целью расширения полномочий республиканских ССХ, Правление СХ СССР распространило письмо от 23 апреля 1957 года за №888/15 о порядке приема в Союз художников. Теперь вся ответственность за состав членов возлагалась на местные союзы. Это намного ускорило процесс рассмотрения заявлений художников о приеме в Союз.

На съезде были подняты вопросы, связанные с положением Казахской Государственной художественной галереи. Было решено просить Совет Министров Казахской ССР об освобождении помещения, принадлежащего КГХГ для увеличения выставочного пространства, включении в план строительства зданий культурных учреждений и строительство нового здания для КГХГ, увеличении отпуска средств на пополнение КГХГ произведениями художников Казахстана, художников братских республик и произведениями русского и мирового искусства.

На заседании Правления ССХК, избранного на IV съезде, провели распределение обязанностей. Председателем Правления становится С. Мамбеев. Н. Тансыкбаев – заместитель по творческим вопросам, И.С. Петько – по организационным. М. Лизогуб поручили заниматься выставочными мероприятиями, К.И. Плюхину – политмассовой работой. А. Кастеев возглавил работу с молодежью, В.В. Голубович – работу с народными мастерами, И.Х. Кучис – с периферийными художниками, А. Черкасский отвечал за деятельность творческих секций. V съезд Союза художников Казахстана состоялся 15-16 апреля 1959 года в малом конференц-зале Академии наук (ул. Шевченко, угол ул. Красина). Съезд открыл, как писали газеты, бывший батрак-чабан, ныне Народный художник Казахской ССР А. Кастеев. Было отмечено, что период между IV и V съездами для молодого изоискусства Казахстана был временем становления и возмужания.

Выступили с приветственным словом от ЦК Казахстана секретарь ЦК Н.Д. Джандильдин, от ленинградских художников - Каратеев, от Киргизии - председатель Правления СХ Киргизии Г. Айтиев, от Узбекской ССР - действительный член Академии художеств СССР Урал Тансыкбаев. Основное внимание на съезде было уделено состоянию современного прикладного искусства, созданию производственных центров по его развитию. Эту тему в своем выступлении продолжил А. Жубанов. В своем отчетном докладе С. Мамбеев сказал: «За прошедшие последние три года в художественной жизни страны прошли такие выдающиеся события, как выставки «40 лет Советской Власти», «40 лет Комсомола». Но самый крупный экзамен…выступление на декаде казахского искусства, прошедшей с большим успехом во всех своих звеньях. В многочисленных отзывах… отмечалось какой огромный скачок сделало наше молодое искусство».

Далее С. Мамбеев отметил: «Отчетные выставки, устраиваемые секциями Союза, значительно повысили творческую активность художников. Мы впервые за всю историю нашего Союза смогли просмотреть работы многих художников из областей. Значительным событием явилась выставка произведений художников Караганды. Перед нами стоит задача – усиливать и впредь помощь художникам, работающим в областях. …Хочется несколько слов сказать о монументальной скульптуре – о памятниках. Эта работа только начинается. Одной из первых ласточек явится памятник Абая, который готовит скульптор Х. Наурзбаев. Условия, в которых находятся наши скульпторы, к сожалению, не удовлетворяют нас. Отсутствуют специальные помещения, пригодные для работ монументального характера. …нашим большим упущением является то, что в Союзе до настоящего времени не организована секция плаката и сатиры, необходимость в которой не вызывает ни у кого сомнения. …Очень слабо популяризируют творчество художников Казахстана издательства, радио и телевидение. Остается лишь с сожалением констатировать тот факт, что в республике не налажено издание произведений лучших художников, репродукций их картин».

Также поднимался вопрос о развитии жанра портрета и индустриального пейзажа. На съезде присутствовали и выступали художники, проживающие и работающие в областях: Х. Ким, (Кзыл-Орда), Х. Шамсутдинов (Уральск), Н. Яковлев (Семипалатинск), С. Кукуруза (Актюбинск) и другие. Х. Ким высказал пожелание об организации передвижных выставок произведений художников Казахстана в областных центрах. 7 апреля 1959 года состоялось заседание вновь избранного Правления. Председателем избран С. А. Мамбеев, ответственным секретарем – В.И. Крылов, В. Антощенко-Оленев – заместителем по творческим вопросам. Кроме того, в состав вошли А. Кастеев, Х. Наурзбаев, А.А. Дячкин, М.С. Кенбаев.

VI съезд Союза художников Казахстана проходил 19-21 февраля 1962 года в актовом зале Казахского Государственного университета (бывшее здание Совета Министров Каз. ССР). На момент съезда Союз насчитывал в своих рядах 138 членов и кандидатов в члены. Присутствовало 140 делегатов - художники из всех областей, а также гости из Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, РСФСР. Открыл съезд А. Кастеев. С отчетным докладом выступил председатель Правления С. Мамбеев: «Для молодого изобразительного искусства Казахстана, прошедший отрезок времени был временем новых творческих успехов, твердой базой, которых стали преддекадные годы и декадная выставка».

Далее он продолжил: «Подготовка к Всесоюзной художественной выставке 1961 года, большая ретроспективная выставка «40 лет Казахстана» - вот основные моменты нашей творческой жизни за этот промежуток времени. …На юбилейной выставке мы показали свыше тысячи произведений живописи, скульптуры, графики, народно-прикладного искусства, причем, большая часть этих произведений была создана за последние несколько лет».

Много внимания докладчик уделил проблеме поиска новых средств выражения в искусстве, отметив, что: «…мы не можем поощрять … искусство, которое хватает через десятые руки, поверхностно копируя модные буржуазные течения западного искусства – абстракционизм и другие «измы»… Но если эти поиски…способствуют выявлению содержания произведений, повышая их эмоциональность, то их нужно всячески приветствовать и принимать положительно, как закономерное явление в развитии советского изобразительного искусства.

Отрадное явление наших последних выставок - участие на них все большего количества художников из областей. … У нас впервые развиваются монументальные формы скульптуры. Лучшие из них памятник Абаю Кунанбаеву Х. Наурзбаева, его же памятник А. Иманову на родине героя, бюст дважды Героя социалистического труда Куанышпаева – молодого скульптора Бека Тулекова». С. Мамбеев остановился на достижениях казахстанских графиков, назвав «радостным явлением в нашей жизни» организацию I Республиканской художественной выставки графиков с участием более 100 художников-графиков Казахстана. На Межреспубликанской конференции графиков в Ташкенте республика получила девять премий из двадцати шести. С. Мамбеев высказал беспокойство по поводу состояния критики, ее однобокости и предвзятости. Отметил слабое выступление художников Казахстана на Всесоюзной художественной выставке 1961 года: «В разделе нашей республики ощущалась самоуспокоенность, да и экспозиция оказалась в целом неудачной». Это снизило впечатление от выставки.

В Казахстане много проводится (только в одном 1960 году было проведено в городах и колхозах 39 выставок, на которых было экспонировано 3 тысячи 239 произведений) художественных выставок, приуроченных к какому-нибудь событию, а также отчетные и персональные выставки. Это приводит к появлению сырых, а порой профессионально слабых произведений, где часто броский сюжет подменяет образное решение. Наблюдается самоуспокоенность или топтание на месте ряда ведущих художников СХК. После проведения декады, в художественной жизни республики не нашлось других новых форм творческой активизации и общения.

С другой стороны, С. Мамбеев отметил, что для активизации развития искусства необходимы выставки новых работ художников, не связанных с юбилейными мероприятиями, которые включали бы не одну работу одного автора, а больше. В экспозицию могут быть включены, подчас, спорные работы художников, но несущие новаторские черты на базе социалистического реализма.

Делегаты высказали серьезные критические замечания в адрес республиканской экспертной комиссии Министерства культуры Казахской ССР, нередко определяющей ценность художественного произведения его размерами, известностью автора, а не качеством, Было высказано пожелание проводить «Недели искусства» по всей республике совместными силами художников, писателей, композиторов, и других творческих союзов. На съезде выступили министр культуры Каз. ССР Л. Галимжанова, искусствовед Академии Художеств СССР, кандидат искусствоведческих наук Н. Черкасова.

На съезде был избран состав Правления СХК, в который вошли Н.П. Александров, П.С. Андриюк, К.Я. Баранов, Н.С. Гаев, А.А. Дячкин, Г.М. Исмаилова, В.И. Крылов, С.А. Мамбеев, К.И. Плюхин, А.П. Степанов, Д.И. Чеботов, К.М. Шаяхметов, А.Г. Школьный. 23 февраля 1962 года состоялось заседание нового Правления СХК, посвященное выборам руководства СХК. Председателем Правления стал Н. Гаев, заместителем председателя – Г. Исмаилова, ответственным секретарем - Д. Чеботов.Ревизионная комиссия СХК избрала председателем комиссии Б. Тулекова, председателем Правления Казахского отделения художественного фонда СССР избран К. Шаяхметов (был К.И. Плюхин).

VII съезд Союза художников Казахстана состоялся 23 24, 25 марта 1965 года в помещении областного Дома Партпросвещения. С приветственным словом выступил секретарь ЦК КП Казахстана Н.Д. Джандильдин. Участники съезда отправили поздравительную телеграмму летчикам-космонавтам П.И. Беляеву и А.А. Леонову. С отчетным докладом выступил председатель Правления ССХК Н. Гаев: «Одним из важнейших событий последних лет является начало подготовки к знаменательным датам: 50-летие Октября и 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

…За отчетный период заметно возросло значение и влияние творческих секций. Они рассматривают творческие отчеты художников, решают вопросы творческой помощи. …Нормальная творческая атмосфера на заседаниях графической, скульптурной и плакатной секций (председатели – Е. Сидоркин, П. Усачев, С.Я. Сухов). В меньшей степени это относится к живописной секции (многие опытные живописцы не участвуют в работе). …. Крупным событием в художественной жизни республики 1962 года была выставка «Наш современник». Художники держали трудный экзамен на зрелость по такому животрепещущему вопросу, как современность и художник. … в течение 1963 года эта выставка побывала во всех областных и краевых городах республики. Художники услышали не только много лестных слов в свой адрес, но и много полезной, здоровой критики…. Деловая квалификация наших искусствоведов постоянно повышается. За истекший период Г. Сарыкулова защитила диссертацию на звание кандидата искусствоведческих наук, готовится к защите Е. Вандровская, М. Габитова, И. Рыбакова».

В докладе были отмечены достижения художников в различных областях творческой деятельности: «…За отчетный период художниками театрально-декоративного искусства оформлено значительное количество спектаклей - «Король Лир» в оформлении Т. Афанасьевой и И.Б. Бальхозина, «Судьба человека» В. Семизорова, «Карагоз» Э. Чарномского, спектакль

«Судьба отца» Ф. Ткаченко, «Анархан» Б. Пака, «Карагоз» М. Ержанова. Особо нужно отметить успех спектакля «Материнское поле», оформленный заслуженным деятелем искусств Казахской ССР Ненашевым А., который, как известно, выдвинут на соискание Ленинской премии. Значительных творческих успехов достигли художники кино. Недавно закончились съемки фильма «Алдар Косе», художники и постановщики которого Кулахмет Ходжиков и Сахи Романов. Много и успешно трудится в кино разносторонне одаренный художник Ю. Мингазитинов. …Интересные костюмы для хоровой капеллы и оркестра имени Курмангазы были созданы Г. Исмаиловой. … С интересом были встречены работы заслуженного деятеля искусств республики Х. Наурзбаева, П. Усачева, Л. Колотилиной, А. Исаева, Б. Тулекова, Я. Кучиса… Успешно выступают на предсъездовской выставке молодые художники-скульпторы Т. Досмагамбетов, Е. Сергебаев, Чуднов. …. В конце 1964 года Союз художников совместно с Государственным комитетом по печати провел конкурс на лучший политический плакат, который показал, что искусство плаката в республике находится в процессе развития и становления. На конкурсе было представлено 42 оригинала.

Ряд выставок и конкурсов был проведен по личной инициативе председателя плакатной секции С.Я. Сухова. … В последние годы большое внимание уделяется развитию монументального и декоративно-оформительского искусства. Художниками оформлено большое количество дворцов культуры, клубов, магазинов, кафе - росписи интерьеров во Дворце горняков в Караганде (художники В. Крылов, В. Тканко), фронтон театра им. Ауэзова (художник Сидоркин Е., Богомолов О.), интерьеры музея М. Ауэзова (Н. Александров), мозаику и сграфитто в ресторане «Алма-Ата» (О. Богомолов, М. Кенбаев, Н. Цивчинский) и целый ряд других объектов. … Активно начали работать в этой области графики Сидоркин Е.М., Дячкин А.А., Рахимов Х., Поляков В., живописцы Плюхин К.И., Кенбаев М.С., Антоненко П.К., Крылов В., Товтин В.И., Антонюк М.

За отчетный период Союз художников и Художественный фонд республики провели около 200 различных выставок. С гордостью можно сказать, что нет ни одного континента, почти нет ни одной крупнейшей столицы мира, где бы не побывали произведения художников Казахстана. Берлин, Токио, Париж и Варшава, Стокгольм и Нью-Йорк видели работы наших художников! …Пробой идейной зрелости художественной общественности явилась выставка американской графики. В течение месяца коллектив алматинских художников вел большую пропагандистскую работу на выставке и среди населения. Был организован целый ряд встреч с американскими художниками, на которых каждый раз велся принципиальный разговор по вопросам искусства. В этот же период была открыта республиканская выставка графики, представившая свыше 400 работ, среди которых многие работы художников из областей….О ее значимости говорит уже тот факт, что она была открыта вслед за закрытием американской выставки графики. … Правление совместно с торговой палатой Каз. ССР провело первую выставку промышленной графики (более 120 образцов этикеток, наклеек, товарных знаков)… Выездной сессией Секретариата Союза художников СССР совместно с правлением Союза художников Казахстана в 1963 году в г. Целинограде открыто отделение Союза художников республики. К этому времени там сложился интересный коллектив молодых художников … среди которых М. Порунин, В. Кучеровский, Б. Бельтюков, Л. Свитич, Л. Колотилина. …

Недавно, решением Секретариата СХ СССР было открыто отделение Союза художников в Караганде. Это, несомненно, свидетельствует об укреплении организационной и творческой работы коллектива художников Караганды. Складывается работоспособный коллектив и на юге нашей республики в Чимкенте». Б.А. Тулеков ознакомил присутствующих с отчетным докладом ревизионной комиссии. Директор Государственной Третьяковской галереи П.И. Лебедев говорил о национальной форме в искусстве, о необходимости творчески подходить к этой проблеме, без подражательства. С гордостью говорил на съезде Зазулин, председатель Госкомитета по печати: «На конкурсах на лучшие книги республик Средней Азии и Казахстана до 1960 года ни одно наше издание не вошло в число лучших. В 1960 – лучшими были названы уже семь изданий, а в 1964 году республика заняла на этом конкурсе уже второе место, из 50 казахстанских книг за художественное оформление и полиграфическое исполнение удостоено наград 20 названий».

В прениях приняли участие С.В. Кукуруза от Актюбинска, Ю.П. Буштрук – председатель Целиноградского отделения СХК, И.Б. Бальхозин – председатель театральной секции. Лучшими за отчетный период названы живописные полотна «Тишина» К. Тельжанова, «На той чабанов» К. Шаяхметова, морская серия Н. Нурмухаммедова, пейзажи А. Черкасского, серия портретов «Добрые руки» М. Лизогуб. Заметно возросла творческая активность художников-графиков – В. Антощенко-Оленева, Н. Гаева, Т. Говоровой, А. Дячкина, А. Исмаилова, А. Кастеева, Е. Сидоркина и других. Была отмечена роль коллектива художественной галереи им. Т. Шевченко в пропаганде и популяризации изобразительного искусства Казахстана.

24 марта состоялось заседание Президиума Правления СХ Каз. ССР, избраннного VII съездом художников республики. Присутствовали секретарь ЦК КПК Н.Д. Джандильдин, заведующий отделом культуры и науки ЦК КПК Т.Ж. Жангельдин, министр культуры Каз. ССР Г.Г. Галимжанова. Председателем Правления избран К. Тельжанов, заместителем по творческим вопросам – Н. Гаев, ответственным секретарем – П. Попов. Состав Правления увеличился до 31 человека.

VIII съезд Союза художников Казахстана начал свою работу 24 января 1968 года в концертном зале консерватории имени Курмангазы Около 200 членов СХК принимало участие в его работе. В своем докладе председатель Правления СХК член корреспондент Академии художеств СССР Народный художник Казахской ССР К. Тельжанов отметил знаменательные события, прошедшие за отчетный период. В частности, остановился на творческой конференции искусствоведов и художников Москвы, республик Средней Азии и Казахстана с актуальной повесткой дня «Проблемы тематической картины». Конференция была организована Секретариатом Правления Союза художников СССР в Алма-Ате и способствовала развитию творческой инициативы художников. В докладе К. Тельжанов говорил, что усилия художников в последнее время были направлены на подготовку к двум знаменательным событиям – 50-летию Великого Октября и столетию со дня рождения В.И. Ленина. Успеху способствовало создание при Министерстве культуры Художественного совета, на котором обсуждались творческие проблемы и практические вопросы развития книжной графики, политического плаката, оформительского искусства, подготовки художников к предстоящим выставкам. Важную роль сыграла первая республиканская выставка плаката. В ее экспозицию вошли печатные плакаты издательств «Казахстан» и «Кайнар», сатирические плакаты художников журнала «Шмель», агитплакаты, выпускаемые Алма-Атинской творческо-производственной мастерской. Не менее ценной была первая республиканская выставка работ художников театра и кино, на которой было представлено 670 произведений более сорока мастеров. Состоялась Первая выставка декоративного и народно-прикладного искусства Казахстана. Лучшие его образцы были направлены в Монреаль и привлекли внимание посетителей павильона Советского Союза. Первая республиканская выставка молодых художников открыла новые имена, выявила способную одаренную молодежь. Художники Казахстана приняли участие во Всесоюзной художественной выставке «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве», Республиканской и Всесоюзной выставках «На страже мира». Итог творческой деятельности отделений Союза художников Казахстана - зональные и областные выставки в Караганде, Целинограде, Темиртау, Чимкенте, Кустанае, Семипалатинске и Усть-Каменогорске. Проведены персональные выставки А. Кастеева, А.Г. Галимбаевой, А.М. Черкасского, И.Я. Иткинда, Н.В. Соловьева, Ж. Шарденова, У. Ажиева, С. Айтбаева и других (всего более 17). Было сказано и об участии скульпторов республики в создании памятников-бюстов героям Гражданской и Великой Отечественной войн, деятелям науки и культуры к юбилею Советской власти.

… Прошла межреспубликанская выставка художников плаката республик Средней Азии и Казахстана в Душанбе, где М. Ержанову, А. Хайдарову, Н. Александрову, Р. Юлдашеву, С. Сухову были присуждены дипломы выставки. На международной выставке книги в Москве дипломами за лучшие книги удостоены Н.С. Гаев, И. Исабаев, А. Гурьев, А. Рахманов, А.А. Дячкин, Ю. Мингазитинов, Б. Ненахов. Успешно прошла обменная выставка произведений графики Казахстана с художниками Литвы. Растет авторитет художников Казахстана. Они принимали участие в международным выставках изобразительного искусства Советского Союза за рубежом: в Польше, ГДР, Вьетнаме, Монголии, Чехословакии, Китае, Афганистане, Пакистане, Финляндии, Иране, Италии, Японии, США, Канаде и Цейлоне.

В прениях по отчетным докладам, сделанных К.Т. Тельжановым, председателем ревизионной комиссии Заслуженным деятелем искусств Казахской ССР Сахи Романовым выступили: Министр культуры Каз. ССР И.О. Омаров, Н.В. Цивчинский, Г.М. Исмаилова, председатель Правления Союза архитекторов Казахстана Р.А. Сейдалин, директор Алма-Атинского художественного училища А.К. Жубанов, главный редактор журнала «Декоративное искусство», член Правления СХ СССР, Народный художник РСФСР М.Ф. Ладур и многие другие. С речью на съезде выступил секретарь ЦК Компартии Казахстана С.Н. Имашев.

В своей речи министр культуры Каз. ССР И.О. Омаров отметил, что за последние два года было проведено 150 выставок, которые посетили более 2 миллионов человек. Кроме того, «… выросли молодые художники… Они принесли с собой в изобразительное искусство живую мысль, остроту восприятия, свежие чувства, тяготение к необычным, ярким формам. Да и художники старшего поколения тоже чувствуют веяние времени».

Г. Исмаилова говорила о необходимости открытия музеев крупнейших художников Казахстана – А. Кастеева, А. Черкасского, И. Иткинда: «Все эти художники уже наша история и народу было бы полезно постоянно видеть их работы, просто им уже нужен музей».

Вновь и вновь поднимался вопрос об организации художественного вуза в республике. В своем выступлении А. Жубанов заявил: «… на Украине – 3 вуза и 11 училищ. Казахстан с населением 13 миллионов человек еще не имеет такого вуза. …Алма-Атинское художественное училище, на сегодня пока единственное учебное заведение, которое готовит художников средней квалификации. Этому училищу в этом году исполняется 30 лет. Оно подготовило более 900 художников, которые работают во всех областях республики и многие наши видные художники учились в этом училище. … у нас нет базы для нормальной подготовки, мы принимаем больше, чем мы можем готовить».

Т. Досмагамбетов обострил вопросы, связанные с развитием монументальной скульптуры, указывал, что для ее развития необходимо организовать хотя бы единственную базу, где можно было бы создавать скульптуры больших размеров, памятники: «Каждый скульптор не может позволить себе иметь мастерскую высотой в девять и длиной в двадцать метров. Мрамора не имеем, гранита не имеем, мы располагаем гипсом, но не всегда, достаем его с трудом через мастерские».

26 января состоялся пленум нового состава Правления СХК, в который вошли 21 человек. Председателем Правления избран С.А. Мамбеев, членами Президиума Правления - А.Г. Галимбаева, Т.С. Досмагамбетов, А.А. Дячкин, А. Кастеев, Л.П. Леонтьев, Е.Г. Микульская (ответственный секретарь), А.М. Степанов, А.Г. Школьный. Председателем Ревизионной комиссии избран К.И. Плюхин. Были также определены делегаты на III съезд художников СССР: М.Я. Антонюк, Н.П. Александров, К. Айтбаев, А.Г. Галимбаева, А. Кастеев, В.И. Крылов, С.А. Мамбеев, Н.Б. Нурмухаммедов, А.М. Степанов, П.Д. Усачев. IХ съезд СХК проходил 12-13 января 1973 года. Повестка дня стала уже традиционной: с отчетным докладом Правления выступил его председатель С. Мамбеев, о деятельности ревизионной комиссии отчитался председатель К.И. Плюхин. После последнего съезда прошло пять лет. «Ныне национальная культура казахов, - сказал в своем докладе С. Мамбеев, - обрела зрелость, совершенство мастерства. Ей под силу ставить и решать общечеловеческие проблемы. …Казахское искусство имеет мастеров, чьи работы признаны далеко за пределами республики и по праву вошли в золотой фонд многонационального изобразительного искусства.

За последнее время появились интересные работы в области книжной графики. Значительны успехи наших скульпторов. Это - станковые работы Х. Наурзбаева и Т. Досмагамбетова, А. Исаева и П. Усачева, В. Рахманова и О. Прокофьевой, Л. Колотилиной и Б. Тулекова, Е. Мергенова. … Живая пластика живописи и скульптуры, соединенная с лаконичными формами новой архитектуры – вот что характерно для лучших работ монументалистов». С. Мамбеев назвал имена В. Константинова, Н. Александрова, В. Крылова, М. Антонюка, В. Товтина, Д. Боброва, И. Нимеца, М. Джакубалиева, А. Симакова. В театральном и кинематографическом искусстве Казахстана успешно работают С. Романов, Г. Исмаилова, П. Зальцман, И. Корогодин, И. Бальхозин и другие талантливые художники. Интенсивно развивается в последние годы в республике акварельная живопись. Произведения У. Ажиева, А. Исмаилова, И. Стадничука, С. Козлова, П. Криушина, В. Полякова достойно представляют изобразительное искусство республики. Немаловажная задача сегодняшнего дня – творческое освоение национальных художественных традиций современным искусством. …Об усилении внимания к декоративно-прикладному искусству свидетельствует и то, что с 1973-1974 учебного года при Алма-атинском художественном училище им. Н.В. Гоголя открывается отделение декоративно-прикладного искусства.

Насущная проблема - создание в Казахстане высшего художественного учебного заведения. Открытие и существование института будет способствовать углублению процесса художественной жизни республики, целенаправленному развитию изобразительного искусства Казахстана».

В своем докладе С. Мамбеев коснулся творческих и теоретических дискуссий последнего десятилетия: о месте станкового искусства в современной художественной культуре, его дальнейшие судьбы. Дискуссия о монументальном и станковом началах в пластических искусствах современности проводились «Творчеством» и другими журналами. Станковое искусство приобретает необыкновенную ценность как интенсивная форма духовной деятельности, предназначенная раскрыть смысл жизни, исследовать суть современного события, напомнить людям о высоком предназначении человека. Без станковых форм художественной деятельности невозможно художественное постижение эпохи, именно оно содержит в себе ценнейшие гуманистические начала, выраженные в реалистической форме. Жизнеспособность станкового искусства доказана временем».

СХК совместно с Дирекцией художественных выставок и Казахской Государственной художественной галереей проведено 20 республиканских, свыше 100 отчетных, персональных и групповых выставок. Наши выставки экспонировались на Украине и в Узбекистане, в Армении и в Эстонии. За отчетный период проведено 9 пленумов правления СХК. На них обсуждались выставки, принимались в члены СХ кандидаты, рекомендованные творческими секциями, поддержана работа Союза по проведению работы с художниками областей. Построены Дома художников в Караганде и в Целинограде, запланировано строительство такого же дома в Чимкенте. В течение ближайшего времени войдет в строй Дом художника в столице республики (был специальный пленум).

В отчете ревизионной комиссии прозвучал основной вывод - резолюция, принятая предыдущим съездом, в целом выполнена. На съезде состоялись и отчеты руководителей секций. Деятельность скульптурной секции представил Х. Наурзбаев, театра и кино – Сахи Романов, монументального искусства – В.И. Константинов (за отчетный период секция увеличилась более чем в два раза. 99% членов союза художников монументалистов – со специальным и высшим образованием), искусствоведения – Г. Сарыкулова. От секции прикладного искусства выступил А. Жубанов, от секции плаката – С. Сухов, о делах секции акварельной живописи рассказал У. Ажиев (создана недавно, но работает энергично). Интересная информация содержалась в отчете мандатной комиссии: Союз насчитывает 206 человек. На съезде присутствует 177 членов. В составе Союза – представители 15 национальностей. С высшим образованием – 105 человек, со средне-специальным – 75. Четыре Народных художника республики, Заслуженных деятелей искусств – 20, три кандидата искусствоведения. Это показатель того, что «СХ Казахстана располагает высокообразованными кадрами мастеров изобразительного искусства». О своей деятельности отчитались уполномоченный СХ Павлодара Курбатов, председатель Карагандинской организации СХ – А.П. Билык. Впервые выступил уполномоченный СХ Чимкента В.В. Фектистов, представивший коллектив, насчитывавший 50 художников, 11 из которых – члены СХК. Художников Целинограда и Петропавловска представил М.А. Антонюк. Председателем нового Правления выбран С. Мамбеев, его заместителями – Т.С. Досмагамбетов и А.Г. Школьный, ответственным секретарем – М.Н. Меллер. В состав Правления СХ Казахской ССР вошли У. Ажиев, С.А. Айтбаев, М.Я. Антонюк (Целиноград), А.Г. Галимбаева, А.Г. Гордеев, А. Кастеев, В.И. Константинов, В.И. Крылов (Караганда), Л.П. Леонтьев, Н.Б. Нурмухаммедов, Б.П. Пак, А.С. Рахманов, И.А. Рыбакова, Е.М. Сидоркин, А.П. Симаков, П.Д. Усачев, В.В. Фектистов (Чимкент), Б.И. Чувылко – всего 21 человек. (Художники, рядом с фамилиями которых город не указан, проживали в Алма-Ате.) В ревизионную комиссию были выбраны: А.П. Дроздов – председатель, Ш.О. Ниязбеков – заместитель, К.Я. Баранов, А.С. Бейсембинов, Ю.В. Гуммель (Караганда), А.А. Дячкин, З.С. Назыров, К.И. Плюхин, Т.Т. Тогусбаев, Б.А. Тулеков, Г.З. Чернощеков.

Х съезд Союза художников Казахстана, состоялся 23-24 февраля 1977 года в Доме Правительства. На съезд были приглашены все 233 члена СХК. Присутствовали 219. С отчетным докладом выступил С. Мамбеев, отчет ревизионной комиссии сделал ее председатель А.П. Дроздов. В своей речи С. Мамбеев сказал: «После IХ съезда Союза художников партийные органы республики, придавая огромное значение дальнейшему развитию изобразительного искусства Казахстана и укреплению материальной базы – оказывали нам постоянную, неослабевающую помощь и внимание. Это нашло свое проявление в том, что основные предложения, высказанные на IХ съезде Союза художников Казахстана, были рассмотрены на Бюро ЦК КП Казахстана и нашли свое разрешение в принятом распоряжении Совета Министров республики за №90. Это распоряжение сыграло важнейшую роль в развитии нашего искусства. За эти годы закончено строительство в Алма-Ате выставочного зала, а также корпуса мастерских. Только художники столицы Казахстана получили около 70 мастерских дополнительно. Были построены Дома художников в Караганде и Целинограде. Заканчивается строительство таких же домов в Чимкенте, Усть-Каменогорске. …Было открыто в Чимкенте еще одно училище – второе в республике, ему присвоено имя корифея казахской национальной живописи Абылхана Кастеева.

За прошедшие годы Союзу художников Казахстана было выделено около 50 квартир. Начато строительство в Алма-Ате многоквартирного жилого дома вместе с мастерскими. … В первом году десятой пятилетки состоялось торжественное открытие крупнейшего в Средней Азии Государственного музея искусств Казахской ССР. Мы возлагаем большие надежды на то, что эта богатейшая сокровищница национального искусства станет центром пропаганды и серьезного, рассчитанного на долгие годы, пристального изучения … наследия казахского народа и современного профессионального и народного искусства. … Высокая оценка творческого труда мастеров изобразительного искусства Казахстана наглядно проявилась в том, что за прошедшие годы звание Народного художника Казахской ССР присвоено Н.Б. Нурмухамедову и Л.П. Леонтьеву, звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР – Б.А. Тулекову, А.М. Степанову и А. Хайдарову, звание Заслуженного работника культуры Казахской ССР С.Я. Сухову.

За создание памятника Джангильдину – скульпторы Т. Досмагамбетов и О. Прокопьева удостоены Государственной премии Казахской ССР 1976 года в области изобразительного искусства. Молодой художник Н. Денисов за серию жанровых картин удостоен в том же году премии ЛКСМ Казахстана. Затрагивая творческие вопросы, С. Мамбеев остановился на проблеме стереотипа в тематических решениях произведений, рассмотрев этот вопрос на примере жанра портрета: «… для создания выдающихся работ необходимы не только верность натуре и искренность портретиста, но нужны открытия, требующие и глубоко аналитического подхода к современности, и новых, самостоятельных образных решений».

О выставочной деятельности: «Художники – пятилетке», «30 лет Великой Победы», «ХХ лет целины», «Слава труду» - вот главные выставки этих лет. Благодаря тому, что в 1973 году распахнул свои двери Выставочный зал Союза художников Казахстана, стала возможна системность выставок. Теперь мы имеем возможность всесторонне показать творчество наших мастеров. Мы можем определить, в каком состоянии находится тот или иной вид изобразительного искусства. Открытие зала активизировало и работу наших художников. В Москве была показана выставка произведений А.М. Степанова, в 1976 году московский зритель познакомился с работами Т. Досмагамбетова, С. Айтбаева, Б. Табиева, Е. Мергенова, В. Рахманова, М. Кисамединова.

Наши произведения показывались в Тбилиси – на выставке, посвященной Международному году женщин, в Вильнюсе, где проходят традиционные выставки «Дружба». На недавней выставке политического плаката в Минске казахстанские плакатисты заняли одно из первых мест. Дипломов удостоены павлодарские художники Ковалевы, плакатист из Алма-Аты В. Цветков. …современное прикладное искусство в республике достигло нового уровня, и об этом неопровержимо свидетельствует и прошедшая в прошлом году Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства, и новые гобелены, и новая керамика. В феврале этого года зрителю была показана выставка национальных орнаментальных рисунков, собранных за долгие годы Гани Иляевым. ... Осмысление мотивов древнего и традиционного искусства является одним из важнейших особенностей монументально-декоративного искусства. Поисками в этом направлении отличаются работы последних лет: декоративный рельеф Е.М. Сидоркина на здании литературно-мемориального музея им. М. Ауэзова, рельеф С. Калмаханова и А. Цоя в клубе Карагандинского погрузочно-транспортного управления. Примечательны творческие удачи молодых монументалистов В. Киреева и Функоринео. За последние годы стали создаваться проектные группы по комплексному проектированию и оформлению крупных промышленных объектов.

Было сказано и о молодежной политике. Многие участники молодежных выставок приняты в Союз. (46) В формировании молодых, да и не только молодых художников, помогает наше искусствоведение и критика. За последние годы только в издательстве «Советский художник» напечатаны монографии о К.Т. Тельжанове, Г. Исмаиловой, Сахи Романове. Опубликован замечательный альбом «Изобразительное искусство Казахской ССР». В Москве вышли комплекты открыток Н. Нурмухамедова, А. Степанова, в Алма-Ате –А. Школьного, А. Исмаилова, У. Ажиева, Э. Бабад. Всего 30 изданий. С. Мамбеев отметил возросшее значение роли секций в работе СХК. Именно секции - коллектив единомышленников, товарищей по искусству, первоначальная ячейка, настоящая творческая семья, где должны решаться все насущные вопросы творческого и материального быта художника. О работе секции прикладного искусства доложил ее председатель А.К. Жубанов. За прошедший после IХ съезда период секция из небольшой ячейки выросла количественно в два раза и насчитывает 21 человека. В состав влились молодые кадры – Б. Заурбекова, Б. Чокпаров, Н. Павленко, Е. Николаева, ювелир Шершнев, Тыныбеков Курас. В секции состоят и художники с большим опытом работы – Ярема, Крупко, Брякин, Иляев. В училище работает отделение прикладных искусств, где готовятся специалисты по трем видам – художественная обработка металла, дерева, художественной росписи. В настоящее время в художественных вузах Москвы, Ленинграда, Львова, Ташкента обучается 60 человек, направленных из одного нашего училища. Одну треть составляют прикладники. Председатель секции акварели У. Ажиев остановился на истории ее создания. В начале 1960-х годов была создана акварельная комиссия Союза Художников СССР. В начале 1964 года в Казахстане сформировалась акварельная группа, куда вошли 5 художников – А. Кастеев, А. Исмаилов, И.Я. Стадничук, У. Ажиев, В.И. Поляков. В 1968 году решением Президиума СХ группа была переименована в акварельную секцию. Если до 1968 года было проведено две Республиканские выставки, с тех пор – ни одной. Результат работы секции - в 1974 году на IV Всесоюзной выставке акварели в г. Минске от Казахстана приняли участие восемь авторов – П. Зальцман, И. Стадничук, В. Поляков, Оспанов, Козлов, Абылкасов, Байтенов, Криушин, Шутенков. Работы четырех акварелистов республики, в том числе, А. Кастеева, П. Зальцмана, И. Стадничука включены в экспозицию выставок по зарубежным странам. Один из старейших акварелистов республики А. Исмаилов и художник М. Ержанов открыли две народные галереи в селе Баканас и в г. Капчагае, подарив им около 100 своих работ. С их же помощью, при участии Стадничука и К.Я. Баранова – создана основа народной галереи в с. Чилик. Председатель секции скульптуры Е. Мергенов призвал к обсуждению профессиональных, творческих вопросов.

С отчетами выступили И.И. Нимец – председатель секции монументально-декоративного искусства, С. Кумарова – председатель секции искусствоведения, Н. Нурмухамедов – председатель секции живописи, Н. Гаев – от секции графики и С. Сухов – от секции плаката. Художников театра и кино представил Сахи Романов. Председателем ССХК избран С. Мамбеев, ответственным секретарем – А.П. Дроздов. ХI съезд Союза художников Казахстана состоялся 24-25 июня 1982 года в зале заседаний Верховного Совета Каз. ССР. На съезд были приглашены все 306 членов СХ республики, присутствовало 279. Доклад ревизионной комиссии сделал ее председатель В.Ф. Псарев, который с трибуны съезда заявил, что постановление прошлого Х съезда художников Казахстана, в основном выполнено. … Положительные сдвиги произошли в выставочной деятельности. …В эти пять лет было много больших праздников, и выставки преобладали праздничные, торжественные, крупномасштабные. Из 19 областей Казахстана, подавляющее большинство испытывает огромный недостаток в художниках. Например, в Гурьевской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Семипалатинской областях имеется по три члена Союза художников, а Джезказганская, Мангышлакская, Талды-Курганская и Тургайская не имеет ни одного.

В своем выступлении председатель Правления Чимкентской организации СХК Ю. Евсеев сообщил о наиболее значительном событии для области и города - создании Чимкентской организации СХК в 1980 году. Это результат роста коллектива художников, повышения профессионального мастерства. В Чимкент приезжал председатель Правления СХ СССР Н. Пономарев, представители Президиума Правления СХ К. Ю. Евсеев отметил приток молодых сил и назвал имена художников А. Турсунова, З. Кожамкулова, В. Иванова, С. Иляева, К. Калкабаева, С. Наримбетова. Им по активности участия в выставках не уступают и художники среднего, старшего поколения - Э. Иристаев, Ю. Харин, С. Керимбеков, Ф. Потехин, Г. Пономаренко.

А. Аканаев, председатель секции живописи, коснулся вопросов выставочной деятельности СХ, который в последнее время проводит огромное количество выставок: «Последние годы можно назвать эпохой выставок. Выставки выявили новые яркие произведения, новые яркие таланты. …Обилие выставок создает не только творческую атмосферу. Но и рождает настроение «аврала», сверхнапряженности. Сжимаются сроки. Художники соглашаются, чтобы успеть к очередному или внеочередному показу, в результате чего создаются работы профессионально незавершенные».

Е. Сидоркин, председатель молодежной секции СХК, осветил состояние дел в работе с молодежью: «В настоящее время состоят на учете 82 молодых художника. 14 молодых художников представлено к награждению грамотами ЦК ЛКСМ Казахстана: С.С. и А.К. Бапановы, А.А. Курганбаева, А.А. Ильин, А.А. Сихаев, М.У. Касымбеков, Е.А. Варготт, С.Д. Ким, Л.А. Гарафонова, Р.З. Юсупов, А.С. Бегов, А. Ахатбакиев, В.В. Поляков, В.Н. Исаков, К. Какимов. На Всесоюзной выставке «Молодость страны», посвященной ХIХ съезду ВЛКСМ, участвовало 32 молодых казахстанских художника. … Недавно прошедший пленум СХ СССР, посвященный проблемам молодежи,… выработал условия приема в объединение, в котором говорится о приеме новых членов только с высшим образованием и об ограничении срока пребывания в объединении до 5 лет. К сожалению, диплом КазПИ (Казахский педагогический институт им. Абая) не дает права на вступление в объединение».

Р.А. Ахметов, член мандатной комиссии, сообщил, что в 1981-1982 годах, в связи с юбилеем 250-летия добровольного присоединения Казахстана к России в Москве, Ленинграде, Ульяновске, Оренбурге, Новосибирске прошли выставки изобразительного искусства Казахстана. Творчество художников республики еще раз предстало перед общественностью страны как сложившаяся школа, имеющая, несмотря на молодость, свои традиции. Участие казахстанских художников во Всесоюзной выставке «Мы строим коммунизм», было наиболее представительным за последнее десятилетие. В среднем ежегодно ДХВ Министерства культуры и СХК проводят примерно триста выставок, причем большая часть их – в областях. Ч. Кенжебаев – председатель подсекции плаката, рассказал о крупном событии в жизни Союза художников Казахстана, каким была прошедшая в 1981 году III Республиканская выставка плаката. В экспозиции было представлено около 300 плакатов художников столицы и областей. Плакатисты активно участвовали на всесоюзных и международных выставках: IV Биеннале плаката в Финляндии, биеннале плаката в Брно, международный конкурс и выставка «Исследования космоса в мирных целях», конкурс «Плакат в борьбе за мир», «Безопасность и сотрудничество», конкурс «Книги и плакаты» республик Средней Азии и Казахстана», прошедший в этом году в Алма-Ате. В подсекции плаката активно работают 52 художника, из них - 7 человек члены молодежного объединения.

Также выступили: А. Жубанов – председатель секции декоративно-прикладного искусства, Г.Д. Завизионный – руководитель секции монументально - декоративного искусства, Кумарова С.Б. – секция искусствоведения. Отчитался и Е.А. Сергебаев, председатель секции скульптуры: «Секция наша по количественному составу состоит из 29 человек, из них 20 членов СХК находится в Алма-Ате, как видите, количественный состав не особенно велик, но не без гордости хочу отметить качественный уровень этого малочисленной, но зато наиболее активной и прогрессивной секции Союза художников Казахстана». В ноябре 1981 года прошла выставка казахского декоративно-прикладного искусства и современной графики в Международном торговом центре Нью-Йорка в США (из доклада министра культуры Казахской ССР Ш.Е. Еркимбекова). С.У. Утемисов – уполномоченный СХК по Гурьевской области сообщил: «Гурьевские художественно-производственные мастерские открылись в августе 1981 года по инициативе местных партийных и советских органов и при поддержке ЦК Компартии Казахстана. Это было большим событием в культурно-общественной жизни не только Гурьевской области, но и всего Западного Казахстана, так как наше предприятие - первая солидная творческая организация в четырех западных областях системы Художественного фонда Казахской ССР. Объемы работ у нас большие, специалистов пока еще недостаточно. А таких редких специалистов, как скульпторы, у нас вообще нет».

Съезд приветствовал Ю.К. Королев, секретарь Правления СХ СССР, Народный художник РСФСР, директор Государственной Третьяковской галереи, сказавший в своем выступлении о высоком долге советского деятеля изобразительного искусства перед народом. Также в прениях выступили: председатель Государственного Комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Ш.Р. Елеукенов, директор ГМИ Народный художник СССР К.Т. Тельжанов, уполномоченные представители всех областей республики. По завершению работы съезда были избраны председателем Правления СХК - Ниязбеков Шакен Онласынович, ответственным секретарем - Накисбеков Анарбек Жуматаевич. ХII съезд Союза художников Казахстана состоялся 27-28 ноября 1987 года в зале заседаний Верховного Совета КазССР. СХК к этому времени насчитывал 362 человека. На съезде присутствовал 321 делегат. Вступительное слово было предоставлено Н.С. Гаеву. С отчетным докладом Правления Республиканского творческого Союза выступил его председатель А.А. Хайдаров. Кроме того, в работе съезда приняли участие секретарь Правления СХ СССР Ю.Л. Чернов, председатель ревизионной комиссии СХ СССР М.В. Лукьянов. Выступил Первый секретарь ЦК КПК Г.В. Колбин. Открывший съезд Народный художник КазССР Н.С. Гаев сказал, что «его участники собрались не для одной констатации успехов, а для серьезного, аналитического разговора о путях дальнейшего развития изобразительного искусства, его месте в общем процессе перестройки, охватывающей все сферы нашего общества». «Главный вопрос, на который предстоит ответить нашему съезду, - подчеркнул в докладе Председатель Правления СХК А.А. Хайдаров, - что такое перестройка в изобразительном искусстве и какое место она должна занимать в общей перестройке духовной культуры. Оглядываясь на путь, пройденный творческим коллективом Союза за прошедшие пять лет, можно сказать, что казахстанская художественная школа развивается в русле основных тенденций советской культуры с ее высокой гражданственностью и пристальным вниманием к духовному миру человека». Далее докладчик указал на возросшую актуальность казахстанского плаката. Истекшие пять лет оказались плодотворными и для скульптурной пластики. Участие казахстанских мастеров во всех тематических республиканских и всесоюзных экспозициях, международных симпозиумах способствовали развитию всех видов и жанров этого вида искусства. А.А. Хайдаров отметил недостатки казахстанской графики: из творчества некоторых графиков выпадает основа искусства – непосредственный, прямой контакт с жизнью. Сегодня явно не хватает по-настоящему свежих, новых образных решений, которые правдиво бы и емко выражали дух и ритм времени, глубину и сложность социально-политических и духовных движений эпохи. О социальном и материальном положении художников, о решении творческих, квартирных, бытовых вопросов, об обеспечении мастерскими говорили председатель Правления ХФ Каз. ССР А.А. Аканаев, председатель Усть-Каменогорской организации СХК Э.В. Чубук, уполномоченные Правления Союза художников по Кокчетавской области Ю.Г. Попов, художник из Актюбинска А.Ж. Утегенов, скульптор В.Ю. Рахманов. Вопросам эстетического воспитания посвятили свои выступления председатель комиссии по эстетическому воспитанию А.П. Калинина и председатель молодежного объединения СХК Е. Тулепбаев. Они говорили о необходимости создания клуба общения творческой молодежи, оживления работы в художественных школах, училищах, вузах. С. Мамбеев высказался по поводу падения интереса к изобразительному искусству, указывая на одну из причин такого положения – снижение актуальности произведений, низкий уровень пропаганды лучших из них. Министр культуры Казахской ССР У.Д. Джанибеков отметил в своем выступлении целесообразность пересмотра договорной политики, улучшения системы оплаты, поделился планами об открытии во многих городах центров пропаганды прекрасного, которые будут служить воспитанию эстетических вкусов трудящихся. Об успехах казахстанских деятелей искусства на международных, всесоюзных и республиканских выставках шла речь в выступлениях искусствоведов К. Ли и Л.С. Уразбековой. Они говорили о том, чтобы слово искусствоведов из привычных панегириков в честь любого нового произведения стало действенным инструментом совершенствования изобразительного искусства, помощи авторам. По актуальным проблемам творчества поделились своим мнением председатель секции плаката А. Дузельханов, скульпторы Е. Мергенов, Т. Досмагамбетов, художники К. Муллашев, К. Плюхин, Г. Мезенцев, О. Нуржумаев, уполномоченный Союза художников по Кзыл-Ординской области К. Закиров и другие. Съезд приветствовали Председатель Правления СХ Узбекистана Б.Д. Джалалов, секретарь Правления СХ Украины Ю.Л. Сенькевич. «О славном времени перестройки наши потомки будут судить и по произведениям мастеров кисти и резца, - сказал секретарь Правления Союза художников СССР Ю.Л. Чернов, - И немалую роль в этом сыграют полотна казахстанских мастеров, вошедшие в золотой фонд лучших произведений живописи, графики и скульптуры страны. Наша задача на сегодня – создание новых работ разных жанров, обогащающих духовный мир человека…»

В резолюции, принятой ХII съездом СХК, было отмечено, что деятельность Союза художников Казахстана за отчетный период следует одобрить и признать работу его Правления удовлетворительной. Важнейшей задачей Правления СХК считать мобилизацию и объединение творческих сил «в деле художественного освоения происходящих в стране перемен, освоения социального и духовного опыта, накопленного страной за семь десятилетий ее истории».

Говоря о конкретных, насущных задачах, указывалось на необходимость «в целях создания условий для активизации художественного процесса, совершенствовать и развивать конкурсную систему создания и показа произведений искусства во всех видах и жанрах. Совершенствовать выставочную деятельность. Поднимать престиж и реальную эффективность искусствоведческого труда путем широкого участия искусствоведов во всех звеньях организационно-творческой работы. В практическом решении задач повышения идейно-художественного качества произведений всех жанров значительная ответственность ложится на творческие секции. Изживать уравниловку на всех этапах творческих процессов. В руководстве жизнедеятельностью секций следовать принципам демократизма, гласности, общественной и национальной справедливости. Решительно преодолевать имеющие место в художественной среде проявления групповщины, предвзятости, неуважения к товарищам по профессии. Развивать у каждого члена секции самостоятельность и инициативу. В целях оперативности и активизации работы руководства считать целесообразным вместо Президиума образовать Секретариат в количестве 11 человек. Поручить Правлению Союза изучить вопрос о создании Алма-Атинской организации союза художников».

В результате тайного голосования в состав Правления СХ Казахстана были избраны: К. Алтаев, Д. Алиев, К. Ахметжанов, Б. Абишев, М. Абылкасов, Б. Амеев, Т. Асылбеков, А. Алексеев, А. Астахов, А. Бейсембинов, А. Бахтыгалиев, А. Бапанов, К. Баранов, А. Галимбаева, А. Горовых, Ю. Гуммель, Ф. Гадеева, К. К. Дуйсембаев, А. Дузельханов, Ю. Евсеев, К. Закиров, Г. Исмаилова, Т. Исхаков, В. Иванов, Курганбаев, Р. Копбосинова, К. Какимов, М. Калкабаев, К. Каметов, С. Мамбеев, Г. Мезенцев, Б. Машрапов, Е. Мергенов, Ж. Молдабаев, О. Нуржумаев, Т. Ордабеков, К. Оспанов, Б. Пак, Ю. Попов, А. Порунин, М. Рапопорт, Сахи Романов, Н. Рустамов, Ш. Саменов, Г. Соков, А. Степанов, С. Симаков, Р. Садыгулов, Б. Табиев, Е. Тулепбаев, А. Турсунов, С. Утемисов, А. Утегенов, С. Федянин, В. Холуев, М. Хитахунов, Э. Чубук, В. Шульга, Ж. Шарденов. По окончании работы съезда, состоялся первый пленум нового состава Правления СХ Казахстана, на котором избрали председателем Правления Союза художников республики Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР – Мергенова Еркина Тлековича, секретарями – художников А.П. Бахтыгалиева, С. Мамбеева, С.А. Симакова, искусствоведов Р.Т. Копбосинову, А. Полонскую.